Слух формируется у человека еще в утробе матери. Звуки, поступающие к плоду извне, помогают ему формировать начальные представления об окружающем мире – он слышит голоса близких, навсегда запечатлевает в своей памяти голос матери как самый родной. Когда ребенок рождается, слуховой анализатор по-прежнему остается для него жизненно важным, одним из основных орудий постижения мира. Слух помогает маленькому человечку ориентироваться в пространстве, избегать опасности, узнавать близких, воспринимать — и перенимать — речь, постепенно обучаясь говорить.
Как ни печально, сегодня в среднем один ребенок из 1000 рождается с тем или иным нарушением слуха. Еще 2-3 ребенка из 1000 теряют слух в первые два года жизни. Причины потери слуха у детей разнообразны. Основные причины врожденных нарушений слуха у новорожденных – наследственность, травмы во время родов, перенесенные инфекционные заболевания, пристрастие к алкоголю или курению у матери.
Приобретенное нарушение слуха может произойти под воздействием разных факторов. Одна из самых распространенных причин приобретенной тугоухости у детей – воспалительные заболевания среднего уха (отиты). Среди других заболеваний, которые могут осложняться нарушением слуха – ОРЗ, грипп, коклюш, менингит. Нередко причиной потери слуха у детей становится воздействие шока или резкого громкого звука – например, взрыва пиротехники.
Чрезвычайно вредно для детского слуха и длительное воздействие сильного шума. Для здорового развития ребенка уровень шума в окружающей его обстановке не должен превышать допустимого уровня. Родители должны прикладывать максимум усилий к тому, чтобы оградить детей от подобных воздействий. Постарайтесь исключить присутствие ребенка вблизи строительных площадок, мест работы тяжелой техники, на концертах современной музыки и дискотеках.
Не забывайте, что не менее опасным для детского слуха (как и для зрения) является длительное пребывание ребенка перед телевизором. Для детей более старшего возраста дополнительную угрозу представляет и увлечение компьютерными играми.
Внимательно следует относится даже к выбору игрушек: некоторые звучащие игрушки, по данным исследований, издают шум до 118 дБ. Такой уровень шума может нанести существенный вред здоровью уже после одной минуты использования.
Ребенок, испытывающий проблемы со слухом, развивается медленнее своих сверстников, будучи более ограниченным в средствах познания мира. Так как он еще не умеет отличать звуки речи от постороннего шума, у него замедляется овладение речью. Если коррекцией нарушения слуха не заниматься, то проблема будет продолжать усугубляться. Особые затруднения слабослышащие дети испытывают в школьном возрасте – проблема со слухом делает практически нереальным обучение в обычном режиме. Затруднение с восприятием звуков – даже если оно не очень выражено – неизменно сказывается на поведении и эмоциональном состоянии ребенка, сделать его менее восприимчивым и общительным. В дальнейшем такой ребенок может испытывать серьезные трудности в овладении знаниями и в общении. А ведь решение проблемы есть! Исследования показывают, что при раннем начале протезирования слуховыми аппаратами (с 6 месяцев) речевое развитие слабослышащего ребенка ничем не отличается от развития здорового ребенка. В случаях тяжелых потерь слуха, когда никакой аппарат не позволяет добиться удовлетворительной компенсации слуха, может быть сделан выбор в пользу имплантации.
К сожалению, очень часто родители даже не догадываются о том, что ребенок испытывает затруднения со слухом. Так, исследования, проведенные в Москве, показали что у 7 % обследованных детей есть проблемы со слухом, о которых не подозревали ни они, ни их родители. Учитывая тревожную статистику, всем родителям рекомендуется максимально внимательно отнестись к проблеме сохранения здорового слуха у ребенка. Рекомендуется проверить слух как можно раньше, желательно в младенческом возрасте. Сегодняшний уровень развития науки и медицинской техники позволяет диагностировать нарушение слуха уже у новорожденного. С этой целью в некоторых родильных домах проводится аудиологический скриннинг новорожденных. К сожалению, пока эта практика распространена не повсеместно – более того, состоянию ЛОР-органов должное внимание уделяется далеко не во всех детских консультациях. Поэтому именно родители должны взять на себя ответственность за наблюдение за состоянием слуха своего ребенка.
Родителям следует насторожиться, если ребенок:
- не поворачивает голову в сторону звучащей игрушки или голоса (в возрасте начиная с 4 месяцев);
- не реагирует на резкие звуки (в возрасте 1,5-6 месяцев);
- не гулит (в возрасте 2-4 месяцев);
- не пытается лепетать простые слова (в возрасте 6-12 месяцев).
В более старшем возрасте:
- невнимательно слушает, не обращает внимания даже на громкие звуки;
- плохо, невнятно говорит или не говорит совсем;
- старается подойти ближе или прибавить громкость у телевизора.
Если что-то из перечисленного вы можете сказать о своем ребенке, вам необходимо как можно скорее проконсультироваться со специалистом – врачом-сурдологом, чтобы выяснить, действительно ли у ребенка имеет место снижение слуха. Не стесняйтесь задавать вопросы врачу, старайтесь получить максимально полную информацию о состоянии слуха вашего ребенка, его диагнозе и прогнозе заболевания.
Не падайте духом, если у вашего ребенка действительно присутствует потеря слуха. На сегодняшний день практически любая степень потери слуха у детей может быть скомпенсирована с помощью слухового аппарата.
Детям обычно рекомендуются слуховые аппараты заушного типа (BTE). Такие аппараты более надежны в использовании, ребенку проще надеть и снять заушный аппарат самостоятельно. Большинство производителей предлагают специально для детей линии слуховых аппаратов ярких расцветок отличающихся особо малым размером и яркими цветами. Для детей старшего возраста, которые обычно стесняются носить слуховой аппарат, наоборот, могут быть предложены незаметные и миниатюрные модели. Учитывая чувствительность детской кожи и физиологические особенности детского организма, слуховой аппарат и ушной вкладыш должны быть идеально подобраны и подогнаны по размеру и форме уха. Аппарат не должен вызывать у ребенка ни малейшего дискомфорта. Особое внимание следует обратить на внутриушной вкладыш для детского слухового аппарата. В связи с постоянным ростом ребенка, до 12 лет его следует менять не реже, чем раз в год.
Если вашему ребенку показано ношение слухового аппарата, вашей задачей будет постараться облегчить привыкание ребенка к аппарату как неотъемлемой части его жизни. По наблюдениям специалистов, полная психологическая адаптация к слуховому аппарату в среднем занимает около трех месяцев.
Не забывайте: если ваш ребенок страдает нарушением слуха, именно от вас напрямую зависит то, насколько успешной будет его развитие и интеграция в обществе. Родители должны обеспечить слабослышащему ребенку необходимую моральную поддержку – поощрять и направлять его, помогать ему реализовать творческий потенциал. Существенную роль в успешном решении проблемы тугоухости у детей играет психолого-педагогическая помощь, оказываемая специализированными центрами реабилитации и социальной адаптации. Такие центры помогают как самому ребенку, так и его родителям преодолеть психологические затруднения, связанные с адаптацией и социализацией ребенка с ограниченными возможностями.